РАВШАН МИРТАДЖИЕВ О СЕБЕ И СВОИХ РАБОТАХ

 

В преддверии юбилея Алишера Навои мы решили встретиться и побеседовать с одним из самых ярких современных скульпторов страны. Нам удалось проникнуть в святая святых для каждого художника - мастерскую, которая оказалась настоящей пещерой с сокровищами - музеем скульптуры. А посмотреть там было на что - фотографии, эскизы, готовые работы, принадлежащие резцу замечательного автора. Об искусстве, о жизни и о себе рассказывает народный художник Узбекистана, заслуженный деятель культуры республики, лауреат международной премии имени Бабура - Равшан МИРТАДЖИЕВ.

- Расскажите, пожалуйста, как вы начинаете создавать скульптуру?

- Все начинается с литературного знакомства с прототипом или темой композиции, далее делается эскиз "в карандаше". Затем форэскиз и эскиз в пластилине, который создается тогда, когда найдена достаточно выразительная форма композиции. Следующий шаг - рабочая модель в глине, предназначенная для увеличения, после чего она формируется и отливается в гипсе. Гипсовый вариант скульптуры в размер самого сооружения, то есть в натуральную величину, передается на завод для отливки из бронзы, меди или другого материала. Мой любимый материал - бронза, только она может передать всю пластику лепки, стиля и литья. Можно использовать камень, но его нужно ввозить из-за рубежа. Узбекский мрамор отличного качества, но он крупнозернистый и не подходит для скульптуры. На финальной стадии скульптуру уже в собранном виде устанавливают на постамент. Обычно скульптуру собирают из 5-6 частей, сваривают, чеканят. Это очень долгий и трудоемкий процесс. Очень важный момент - литературное общение. Когда я работал над эскизом Бобура для Андижана, пришлось по несколько раз перечитывать "Бобурноме", я месяц не выходил из комнаты, ни с кем не общался. Наконец, во сне я четко увидел образ Бобура, выходящего с поклоном к своему народу, прорывающегося сквозь скалы, и весь путь, проделанный им из Индии, чтобы вернуться на родную землю.

- Сколько всего памятников вы создали, и где они установлены?

- Есть масса работ, много памятников, скульптур, еще больше эскизов и набросков. Когда-то моей мечтой было установить один единственный памятник в Ташкенте. Сегодня здесь стоят памятник первому узбекскому романисту Абдулле Кадыри, установленный в 1994 году в честь 100-летия писателя, и памятник Гафуру Гуляму, установленный в парке, носящем его имя. В Андижане, где я жил и работал продолжительное время, в центре города, перед хокимиятом стоит памятник Бобуру. Еще одна скульптурная композиция "Бобур, играющий в конное поло" находится в Лозанне (Швейцария). Не удивляйтесь, это не фантазия, а документально подтвержденный факт. Экс-глава Международного Олимпийского Комитета Хуан Антонио Самаранч на встрече с представителями нашей страны как-то поспорил, что эта спортивная игра зародилась в Испании (известно, что Самаранч сам испанец и горячо любит лошадей и поло). Тогда узбекские ученые представили ряд документальных фактов, миниатюр, подтверждающих, что наши предки играли в поло задолго до испанцев. А в 1994 году был подписан Указ Президента Узбекистана "Об увековечении памяти жертв сталинских репрессий", благодаря этому событию были установлены памятники Кадыри - в Ташкенте, Фитрату - в Бухаре, Чулпону - в Андижане, Эльбеку - в Газалкенте. Горжусь тем, что честь осуществить эту работу выпала именно мне. Также в Фергане, Андижане, Джизаке и нескольких районах страны стоят памятники, посвященные жертвам фашизма. Из этой серии особо хочется выделить джизакскую композицию - стоящую во весь рост скорбящую мать, держащую в одной руке надкусанную лепешку, в другой - платок, которым она оттирает струящиеся слезы и смотрит вдаль, не потерявшая надежду, бесконечно ждущая возвращения сына.

- Как для вас прошел прошлый год?

- Прошлый - 2004 год был очень плодотворным. 26 марта был открыт памятник Навои в университете Соко (Токио). Торжественное открытие сопровождалось необычайно красивой церемонией. На постаменте выбиты слова самого Навои: "Помните люди всей земли - вражда плохое дело. Живите в дружбе меж собой - нет лучшего удела!". Эти же слова, написанные более пяти веков тому назад, не потерявшие актуальности по сей день, выбиты и на московском памятнике! Московский Навои несет образ романтика, поэта, человека, воспевающего мир и красоту. Место у подножия памятника Алишеру стало одним из любимых и часто посещаемых горожанами. Мы также установили памятник Мирзо Улугбеку в Риге. Помню, там был такой эпизод - подошел один моряк и сказал: "Мы до сих пор ориентируемся по звездным картам, составленным Улугбеком". Это было очень приятно.

- Как относитесь к тому, что памятники уничтожают?

- Без сомнения этого делать не стоит, мы и наши потомки должны знать и помнить все. Даже избавившись от памятника, невозможно стереть события, которые произошли, повернуть время вспять и сделать так, чтобы этого не было. Это было и нам придется с этим мириться, хотим мы этого или нет. Однако я сторонник того, чтобы сохранять настоящие произведения искусства. Но если скульптура - непрофессионально выполненная халтура, не несущая ничего духовного или идеологического, то такое уродство стоит уничтожить.

- Над чем вы сейчас работаете? Каковы ваши планы?

- У меня уже готовы три форэскиза памятника Ахмаду аль Фаргони, который 1200 лет назад создал архитектурное сооружение, функционирующее и поныне. В то время инженерная находка Фаргони стала настоящим открытием, научным чудом. В связи с этим египтяне решили установить памятник знаменитому мудрецу древнего Востока в Каире. В настоящий момент ведутся переговоры, надеюсь мы сможем реализовать данный проект в 2005 году. В прошлом году собирался провести персональную юбилейную выставку, но не смог из-за чрезмерной загруженности. Для нее уже готов эскиз - рабочая рука скульптора вся в глине, сжимающая стек. Может быть в новом году удастся провести выставку. Радует тот факт, что с провозглашением независимости сняты все запреты, решена главная проблема для творческой личности. Еще к своим планам я отношу путешествия - хотелось бы посетить Францию, Италию (особенно Флоренцию), Грецию, Турцию, Египет, Китай. Все эти страны интересны мне, как сокровищница произведений искусства и "музыки в камне".

Малика ТУРСУНХОДЖАЕВА.


http://www.novostiuzbekistana.st.uz/5_235/kultura.htm